Положение

ПОЛОЖЕНИЕ
о природоохранном социально-образовательном проекте
«Эколята» по формированию у учащихся общеобразовательных
организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия (1 – 4 классы)

Актуальность Проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментариев экологического воспитания и образования детей начальных классов школ, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» по формированию у учащихся начальных классов школ российских регионов экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята» является следующим за проектом «Эколята – Дошколята» (дошкольные образовательные организации) этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.

В 5-9 и 10-11 классах процесс экологического образования и воспитания будет реализовываться в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Молодые защитники Природы».

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в начальных классах школ российских регионов.

Цель Проекта

Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

Задачи Проекта

• дать учащимся общеобразовательных организаций знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
• способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;
• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
• расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей;
• помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта

В рамках Проекта с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

В первом классе общеобразовательной организации учащемуся вручается специальный Знак (значок) и Свидетельство «Эколёнка».
В это время ребёнок понимает, что он берёт на себя обязанность защищать природу, стать её другом, приходить к ней на помощь.

Второй официальный документ – Диплом, свидетельствующий о том, что учащийся по итогам работы с 1 по 4 классы в области сохранения природы стал настоящим «Эколёнком», выдается ребёнку в 4 классе.

Особенностью Проекта «Эколята» по формированию культуры природолюбия у учащихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С учащимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Для каждой возрастной группы учащихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры;
• формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.

Задачи Проекта решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления учащимся возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных общеобразовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории общеобразовательной организации любого региона Российской Федерации.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у учащихся.

Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

Проект «Эколята» базируется на:

• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;
• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса общеобразовательной организации, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
• использовании в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;
• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
• предоставлении учащемуся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.

Проект «Эколята» с целью формирования у детей начальных классов культуры природолюбия предусматривает:

• использование в общеобразовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• использование в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;
• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;
• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• создание разнообразных игровых комплексов и программ для общеобразовательных организаций, а также для организации занятий в семье;
• разработку специальных элементов оформления помещений в общеобразовательных организациях;
• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;
• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;
• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах;
• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;
• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации;
• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих к общеобразовательным организациям территорий для проведения в рамках Проекта занятий с учащимися;
• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Проект «Эколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в школе и в семье, направленное на развитие у учащихся культуры природолюбия.

Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.

Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята»:

• урок;
• тематическое занятие;
• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма;
• просмотр фрагментов телевизионной передачи;
• просмотр тематического мультипликационного фильма;
• прослушивание радиопередачи;
• викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление классов и помещений;
• встреча;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• поход;
• акция;
• тематическое мероприятие.

Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята»:

• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
• учебники и учебные пособия;
• различные тематические книги;
• хрестоматии;
• рабочие тетради и дневники;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории;
• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята» (с учетом возрастных характеристик):

• «Природа вокруг нас»;
• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
• «Времена года»;
• «Время суток»;
• «Животные и растения»;
• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
• «Человек не может жить без Природы»;
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
• «Помоги Природе, помоги своему другу!»
• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
• «Сохрани Природу от пожара»;
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
• «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик):

• Будь аккуратен с Природой
• Береги Природу
• Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе
• Умей гулять на Природе
• Дружить с Природой
• Единство Человека и Природы
• Жалеть Природу
• Заботиться о Природе
• Исследовать, изучать Природу
• Красная книга
• Любить Природу, любоваться Природой
• Многообразие Природы
• Наблюдать за Природой
• Ответственность перед Природой
• Природолюбие
• Радоваться вместе с Природой
• Сохранить Природу
• Трудиться на благо природе
• Уважать Природу
• Фантазировать вместе с Природой
• Ходить в гости к Природе
• Ценность Природы
• Чудеса Природы
• Шёпот Природы
• Щедрость Природы
• Экология
• Юный натуралист
• Явления природы

© Природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» 2015