Программа мероприятий

В настоящее время программа
мероприятий находится
на этапе формирования

Мероприятия, предлагаемые для проведения в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» в образовательных организациях российских регионов

Обязательное размещение в образовательных организациях логотипа «Эколята», текста клятвы «Эколят», текста гимна «Эколят» и образов сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы (Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки)

КЛЯТВА «ЭКОЛЯТ – МОЛОДЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»

Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

ГИМН «ЭКОЛЯТ – МОЛОДЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»

Автор: Зотова Татьяна Владимировна

Куплет:

Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.

Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!

Припев:

Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!

Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Куплет:

Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.

Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.

Припев:

Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!

Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Заявки на использование логотипа «Эколята», а также изображений сказочных героев Эколят направлять на электронный адрес ekolyata@mail.ru. Форма заявки представлена в Приложении (смотри ниже).

Создание в образовательных организациях стендов (уголков) «Эколята» (общий стенд в образовательной организации и стенды в классах) с возможностью использования стендов для проведения занятий с детьми

Обязательным условием является присутствие на стендах (в уголках) логотипа «Эколята» и образов всех сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы (Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки).
Стенды могут включать рисунки и фотографии с элементами природы, а также текстовые материалы по тематике сохранения природы, животного и растительного мира.
Экспозиция стенда (уголка) должна содержать информацию о природоохранной и экологической деятельности учащихся, о предстоящих экологических мероприятиях, о подведении итогов тематических экологических и природоохранных конкурсов, викторин, олимпиад, акций.

В экспозицию стенда (уголка) могут входить связанные с тематикой природы рисунки и поделки ребят (в том числе рисунки и поделки с образами сказочных героев Эколят), элементы икебаны, живые цветы и растения, элементы живого уголка (например, аквариум, клетки с птицами или животными).
Стенды (уголки) могут быть созданы как в помещении, так и на улице.
В образовательной организации может быть проведен Конкурс на создание стендов (уголков) «Эколята» и разработку методики проведения на базе уголков (стендов) тематических занятий.
В разработке уголков (стендов) и методик проведения занятий вместе с педагогами и детьми могут принимать участие родители учащихся образовательных организаций.

Проведение акции посвящения детей в «Эколята»

Программу посвящения в «Эколята» каждая образовательная организация разрабатывает самостоятельно.
Обязательным условием посвящения ребят в «Эколята» является:
• Произнесение «Клятвы Эколят – Молодых защитников Природы».
• Вручение детям Свидетельства участника природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
• Исполнение «Гимна Эколят».
Детям могут быть вручены пилотки и футболки с логотипом «Эколят», значки с изображением сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы, что является атрибутикой «Эколят», а также подарки от Эколят (продукция с изображением сказочных героев Эколят).
Во время проведения мероприятия осуществляется оформление аудитории (территории) логотипом «Эколята», плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят.

На мероприятии присутствуют сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые).
В рамках Акции могут быть поведены экологические игры, конкурсы и викторины со сказочными героями Эколятами, выступления ребят.

Проведение в образовательных организациях «Дня Эколят»

«День Эколят» может проводиться в любое время года (весна, лето, осень, зима).
В рамках «Дня Эколят» ребята могут быть посвящены в «Эколята», предусматривается поведение экологических игр, конкурсов и викторин со сказочными героями Эколятами, выступления ребят, создание экологической тропы, посадка деревьев, кустарников и цветов, развешивание кормушек и другие мероприятия, разработанные и проводимые образовательной организацией.

В этот день могут быть подведены итоги тематических мероприятий (конкурсов) и награждаться победители.

Во время проведения мероприятия осуществляется оформление аудитории (территории) логотипом «Эколята», плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят.
На мероприятии присутствуют сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Проведение в образовательных организациях Праздника «Эколята – друзья и защитники природы!»

Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!» может проводиться в любое время года (весна, лето, осень, зима), как в помещении, так и на улице.
Программа праздника разрабатывается каждой образовательной организацией самостоятельно и может включать проведение по тематике Проекта «Урока Эколят», мастер-классов, конкурсов, викторин «Эколят», выставки добрых дел «Эколят» или поделок с образами Эколят, осуществление игровых программ, посадку деревьев, кустарников и цветов, выступление сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые), природоохранную или экологическую акцию, тематические мероприятия на экологической тропе, вручение наград победителям природоохранных и экологических конкурсов, проведение конкурса рисунка на асфальте «Эколята – друзья и защитники Природы!», концертную программу, выступление ребят, проведение эстафеты или шествия «Эколят» и другие мероприятия.

В рамках подготовки к Празднику могут быть проведены конкурсы рисунков и поделок со сказочными героями Эколятами, а также проведены различные мероприятия по тематике Проектов.
Во время Праздника ребята могут быть посвящены в «Эколята – Молодые защитники Природы».

Во время проведения Праздника осуществляется оформление аудиторий (территорий) логотипом «Эколята», плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят.
На Празднике должны присутствовать сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые).
Желательно, чтобы дети были одеты в футболки и пилотки с изображением логотипа «Эколята». Ребятам могут быть приколоты значки со сказочными героями Эколятами – друзьями и защитниками Природы.

Проведение Уроков Эколят по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»

Уроки Эколят по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» – это форма проведения занятия с детьми, которая способствует решению вопроса формирования у ребёнка культуры природолюбия, уважительного, внимательного и бережного отношения к природе.
Основная цель Уроков – приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и беречь природу, помогать ей.
Уроки предполагают решение следующих задач:
• закладывать основы естественно-научного мышления;
• знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;
• формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;
• формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
• учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;
• активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.
Решение данных задач поможет воспитать учащихся добрыми, образованными и порядочными людьми, которые сумеют в последствии осмыслить свое место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.

Уроки должны быть построены как диалоги сказочных героев Эколят – друзей и защитников природы с ребятами, повествование о приключениях и делах маленьких героев, забавных и поучительных ситуациях, в которые они попадают.
Подобная форма Урока позволяет быстрее достучаться до сердца ребенка: ему не преподносят готовую истину, а предлагают вместе с героями-малышами найти решение проблемы. Приведенные в «Азбуке Природолюбия» игры и задания помогут закрепить и проверить полученные знания, а также развить и сформировать необходимые ребятам общие навыки и умения.
В начале занятий, прежде всего, необходимо обсудить с детьми, что такое природа, её роль в жизни и деятельности человека.
Важным также в начале занятий является рассмотрение понятия «природолюбие».
Здесь необходимо узнать, как ребёнок сам понимает это слово, что, по его мнению, вкладывается в это понятие. А также спросить, зачем нужно изучать «природолюбие»?
Последующие уроки могут быть посвящены темам, помогающим шаг за шагом сформировать у ребёнка культуру природолюбия и экологическую культуру, научить его дружить с природой, охранять её, заботиться о братьях наших меньших, приходить на помощь в трудную минуту обитателям леса, трудиться на благо природы, быть добрым, честным, внимательным и вежливым к природе.

Темами уроков могут быть.
• Природа вокруг нас
• Будь аккуратным с Природой
• Береги Природу
• Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе
• Умей гулять на Природе
• Дружи с Природой
• Единство человека и Природы
• Пожалей Природу
• Умей заботиться о Природе
• Будь исследователем, изучай Природу
• Красная книга
• Люби Природу, умей любоваться Природой
• Многообразие Природы
• Понаблюдай за Природой
• Твоя ответственность перед Природой
• Природолюбие
• Радоваться вместе с Природой
• Сохранить Природу
• Трудиться на благо Природы
• Уважай Природу
• Фантазировать вместе с Природой
• Приходи в гости к Природе
• Ценность Природы
• Чудеса Природы
• Шёпот Природы
• Щедрость Природы
• Экология
• Юный натуралист
• Явления Природы
Уроки могут состоять из занятий и проводиться частями. Каждое занятие может быть посвящено отдельной проблематике в теме общего урока.

Проведение в образовательных организациях тематических Уроков (занятий)

Уроки (занятия) проводятся по различным темам, связанным с сохранением Природы, например, «Природа – твой друг! Приди с Эколятами ему на помощь!», «Наши четвероногие друзья», «Сделаем чистыми берега наших рек», «Маленькие батарейки – большая опасность для нас и Природы», «Пусть дерево станет твоим другом» и другие темы.
Обязательным условием проведения Урока является присутствие Эколят в сценарном плане Урока и образов сказочных героев Эколят в оформлении помещения (аудитории).
Урок должен проходить в виде игр, выполнения различных заданий по природоохранной и экологической тематике, ответов на вопросы ведущего, диалога с аудиторией и работы с призовыми карточками.

Призовые карточки можно изготовить самостоятельно из любого материала с изображением сказочных героев Эколят – друзей и защитников природы.
Во время Урока ребятам рассказывают о природе родного края, они изучают правила поведения и сохранения природы, отвечают на вопросы, разгадывают загадки о представителях животного и растительного мира, выполняют задания, участвуют в веселых викторинах на природоохранную и экологическую тематику, зарабатывая за правильные ответы и выполненные задания, призовые карточки.
По результатам выполненных заданий и ответов определяются победители (набравшие наибольшее количество призовых карточек).
В конце Урока ребята могут произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».
В проведении Урока могут принимать участие, как дети, так и родители.

Уроки могут быть проведены по следующим темам:
• «Природа вокруг нас»;
• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
• «Времена года»;
• «Время суток»;
• «Животные и растения»;
• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
• «Человек не может жить без Природы»;
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
• «Помоги Природе, помоги своему другу!»
• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
• «Сохрани Природу от пожара»;
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
• «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Организация и проведение в образовательных организациях различных тематических выставок «Эколята»

Выставки в рамках Проекта могут создаваться по различным направлениям и тематикам, как в помещении, так и на улице.

Это могут быть экспозиции, отражающие деятельность детей в рамках проекта «Эколята», детские рисунки или поделки с образами Эколят (после проведения конкурсов), познавательные выставки «Добрые дела Эколят», «Эколята знакомят с Природой нашего края», «В гостях у Эколят – животные и растения леса (степи, тундры, саванны, джунглей, рек и озер)», выставки по временам года «Встречаем с Эколятами весну (лето, осень, зиму)», выставка фотографий о природе, выставки цветов, плодов и овощей («Сад Эколят», «Огород Эколят»), «Ёлка Эколят», «Снежный городок Эколят», другие тематические выставки и экспозиции.

Проведение в образовательных организациях «Олимпиад Эколят»

Олимпиады проводятся по тематике сохранения природы в различных номинациях (направлениях деятельности) с участием детей и родителей.
Олимпиада предполагает обязательное использование в проводимом мероприятии элементов состязательности.
В рамках Олимпиады могут задаваться вопросы, на которые детям (группе) надо ответить, или проводиться конкурсы (викторины) по итогам которых выбираются победители и призеры Олимпиады.

Вопросы разрабатываются в образовательной организации самостоятельно, но обязательно с привязкой к сказочным героям Эколятам.
В качестве примера могут быть заданы следующие вопросы.
• Ты являешься участником всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». А раз так, то значит, сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы стали и твоими настоящими друзьями! Они пришли к тебе в гости. Предложи своим друзьям – Эколятам поиграть в придуманную тобой (группой ребят) новую интересную игру по сохранению природы! Какую?
• Что, по-твоему, необходимо сделать в твоей школе, чтобы познакомить всех ребят со сказочными героями Эколятами и чтобы все ребята обязательно с ними подружились? И что лично ты для этого можешь сделать?
• А что ты можешь предложить сделать, чтобы о сказочных героях Эколятах узнало как можно больше ребят в нашей стране?
• Ты дружишь и поддерживаешь Эколят, потому что они, как и ты, любят и охраняют Природу. Какие интересные, важные и полезные дела они вместе с тобой смогли бы сделать?
• Мы знаем, что ты и все ребята любите подарки. Подумай, а какой подарок вы вместе с Эколятами смогли бы сделать самой Природе?
Критериями оценки ответов на вопросы являются:
• грамотность ответа;
• оригинальность ответа;
• креативность ответа;
• новизна предложений (ответа);
• возможность использования предложений (ответов) для дальнейшего развития природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
Победители по усмотрению организаторов Олимпиады награждаются дипломами, грамотами, медалями, подарками.

Олимпиада может быть также проведена среди педагогов, либо между различными образовательными организациями. В этом случае, в качестве примера, могут задаваться следующие вопросы.
• Наша школа стала участником всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». Теперь свою деятельность по дополнительному экологическому образованию детей Вы можете осуществлять в рамках данного Проекта. Что бы Вы предложили сделать в образовательных организациях с целью дальнейшего развития данного Проекта (с точки зрения развития новых организационных, информационных, образовательных, воспитательных и педагогических форм, методов, инструментариев и технологий проведения тематических мероприятий)?
• Какие интересные, важные и полезные дела в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» школа могла бы сделать с обязательным присутствием при этом образов сказочных героев Эколят?
• Какой интересный, новый и оригинальный конкурс с использованием образов сказочных героев Эколят в образовательной организации (в классах) Вы могли бы предложить провести?
• В рамках Проекта ежегодно планируется проводить в образовательных организациях Праздник «Эколят». Какие интересные и необычные идеи Вы могли бы предложить для включения в сценарий проведения этого Праздника?
• Создаем экологическую тропу Эколят. Предложите новую, интересную и необычную тропу Эколят. Ваши предложения по ее прохождению, какие тематические остановки и отрезки пути Вы считаете необходимо сделать, какие новые познавательные, образовательные, игровые и воспитательные формы, методы, инструментарии и технологии Вы можете предложить при ее прохождении.
В ответах на данные вопросы могут принимать участие педагоги, а также дети и их родители.

Проведение в образовательных организациях конкурса рисунка «Природа – это сказка! Сохраним ее с Эколятами!»

Задача участников Конкурса показать красоту, нежность, многообразие и неповторимость Природы.
На рисунках обязательно должны присутствовать сказочные герои Эколята.
Условия участия в Конкурсе разрабатываются каждой конкретной образовательной организацией.

Победители и призеры Конкурса награждаются дипломами (грамотами, призами, подарками).
По итогам Конкурса в школе может быть проведена выставка рисунков (создана экспозиция) «Природа – это сказка! Сохраним ее с Эколятами!».

Проведение Фотоконкурса о Природе «Сохраним это чудо с Эколятами!»

Условия участия в Фотоконкурсе разрабатываются каждой конкретной образовательной организацией.
Участники Конкурса должны представить фотографии о природе, которую как чудо необходимо сохранить вместе с Эколятами. На фотографиях могут быть представлены, как отдельные элементы Природы (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы, звери, птицы, насекомые, интересные композиции из веток, цветов, листьев, шишек), так и природные ландшафты (лес, поляна, луг, речка, озеро).

Фотографии о природе могут быть сделаны в любом месте, как на территории образовательной организации, так и за его пределами.
Можно поставить более конкретную задачу – фотографии должны быть сделаны только на территории школы.
Цель Фотоконкурса – с помощью фотографии способствовать развитию деятельности по формированию у подрастающего поколения культуры природолюбия, нравственной культуры и духовного богатства, что, в свою очередь, будет содействовать сохранению окружающей нас Природы, ее животного и растительного мира.
Задачи Фотоконкурса:
• использовать фотографию о Природе в качестве одного из воспитательных и познавательных инструментариев учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
• используя фотографию о Природе, способствовать формированию у ребенка культуры природолюбия, его духовной и нравственной культуры;
• с помощью фотографии закрепить положительный опыт общения ребенка с Природой
Победители и призеры Фотоконкурса награждаются дипломами (грамотами, призами, подарками).
По итогам Фотоконкурса в образовательной организации может быть проведена выставка фотографий (создана экспозиция) «Сохраним это чудо с Эколятами!».

Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Эколята дружат с Природой!»

В Конкурсе участвуют все учащиеся образовательной организации или отдельные классы.
По условиям Конкурса проводится оценка рисунка каждого ребенка отдельно (личный рисунок, рисует самостоятельно) или выполненного классом (групповой рисунок) с учетом возраста ребят.

Задача Конкурса изобразить, как Эколята дружат с Природой, помогают Природе, заботятся о Природе, приходят на помощь Природе, помогают братьям нашим меньшим.
На рисунке обязательно должны присутствовать сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы.
Победителям и призерам Конкурса вручаются дипломы (грамоты), призы, подарки.

Проведение Конкурса на лучшую поделку «Наши друзья – Эколята»

Обязательное условие Конкурса – сделать поделку, в котором присутствуют сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы.

При создании поделки могут использоваться любые материалы.
В Конкурсе участвуют все учащиеся образовательной организации или отдельные классы.
В Конкурсе вместе с детьми могут принимать участие их родители.
Победителям и призерам Конкурса вручаются дипломы (грамоты), призы, подарки.

Создание экспозиции поделок «Наши друзья – Эколята»

По итогам Конкурса поделок в образовательной организации может быть проведена выставка поделок (создана экспозиция) «Наши друзья – Эколята».
Может быть создана как общая экспозиция, так и отдельные экспозиции в классах.

Проведение акции «Эколята пишут письмо Природе»

Задача Акции написать письмо Природе от сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы.
Ребята представляют, что они Эколята, которые должны написать письмо Природе.
Каждый учащийся или класс пишет свое письмо.
По окончании Акции письма могут зачитываться и с ними могут ознакомиться дети и родители.
Письма могут быть представлены на стенде «Эколята пишут письмо Природе».

Проведение Акции «Птицы – наши друзья! Эколята помогают своим друзьям!»

Акция проводится с целью расширения знаний учащихся о зимующих птицах, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам.
Акция может проводится с участием детей и родителей.

Нужно рассказать ребятам, что зима – трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки.
Можно подготовить памятки-листовки о видах птичьих кормов и изготовлении простейших кормушек, провести мастер-класс по изготовлению птичьих кормушек.
После изготовления своими руками кормушек, ребята и взрослые должны повесить их на территории детского сада или парка и насыпать в них корм.
Допускается, что кормушки могут быть подготовлены заранее.
В последующем ребята должны следить за кормушками и подкладывать корм.

Создание в образовательных организациях«Площади Эколят», «Аллеи Эколят» или «Поляны Эколят» (на улице)

На территории образовательной организации может быть создана площадь, аллея или поляна Эколят, которые становятся площадками для проведения различных тематических мероприятий детей с Эколятами.

С целью создания площади, аллеи или поляны Эколят может быть объявлен конкурс среди учащихся с приглашением родителей.
Желательно, чтобы на данных территориях присутствовали образы сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы.

Проведение в образовательных организациях новогодних праздников «Ёлка Эколят» с вручением детям экологических подарков от Эколят

Программа (сценарий) проведения новогоднего праздника «Ёлка Эколят» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
Во время проведения Ёлки Эколят территория (аудитория) ее проведения оформляются логотипами «Эколята», рисунками, плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – (Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка).
В убранстве Ёлки необходимо предусмотреть сделанные ребятами игрушки с образами сказочных героев Эколят.

В сценарии новогоднего представления вместе с Дедом морозом и Снегурочкой обязательно должны присутствовать сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые).
На упаковке новогоднего подарка должны быть изображены сказочные герои Эколята, а в самом подарке должны присутствовать вложения с образами Эколят. Это могут быть книжки, раскраски, настольные игры, значки, блокноты, наклейки, брелоки, браслеты, календарь, закладки и другая продукция.
В рамках проведения Ёлки Эколят может быть объявлен конкурс «Игрушка для Ёлки Эколят». Во время новогоднего праздника победители Конкурса могут быть награждены дипломами и призами.

Создание в рамках Проекта экспозиций «Познаем Природу с Эколятами»

Экспозиции должны знакомить ребенка с животным и растительным миром различных природных территорий (фотографии, иллюстрации, текст). В экспозициях должны присутствовать образы сказочных героев Эколят.

Создание в рамках Проекта «Живых уголков Эколят»

«Живые уголки Эколят» могут создаваться как в помещении, так и на улице.
В живых уголках могут присутствовать различные цветы и растения, аквариумные рыбки, птицы, зверюшки.

Обязательным условием является соблюдение мер безопасности.
В живых уголках должны присутствовать образы сказочных героев Эколят.

Создание в рамках Проекта опытных и экспериментальных участков Эколят по выращиванию цветов и растений

Опытные и экспериментальные участки Эколят по выращиванию цветов и растений могут создаваться в помещении и на улице.

Определяются названия цветов и растений, за которыми ухаживают классы.
Необходимо предусмотреть присутствие на участках образов сказочных героев Эколят.

Создание «Огорода Эколят»

На территории образовательной организации может быть создан «Огород Эколят», на котором детьми выращиваются различные овощи.
Ребята участвуют в процессе посадки овощей, поливают огород, пропалывают траву, собирают урожай.

Детям рассказывают об овощах, посаженных на огороде, обращают внимание на их полезность для человека.
В один из дней можно провести праздник «Урожай огорода Эколят».

Создание на территории образовательной организации «Экологической тропы Эколят»

«Экологическая тропа Эколят» создается на территории образовательной организации или за ее пределами (в лесу или парке).
Экотропа является одним из эффективных способов систематизации материала для проведения занятия с детьми на природе.
Экотропа – это маршрут прогулки по территории образовательной организации или за его пределами (парк, лес, природный ландшафт), в процессе которой дети познакомятся с некоторыми моментами жизни природы.
Пройдя по экотропе, ребята смогут лучше увидеть и ещё больше узнать, как живёт и чувствует себя окружающая природа, у детей сформируется заботливое отношение к ней, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.
Каждый выход на экологическую тропу должен быть посвящен той или иной теме.
При разработке и описании экотропы особое внимание необходимо обратить на:
• видовой состав;
• возрастной диапазон растений;
• время распускания листьев, цветения, плодоношения, смену окраски листьев, особенности ухода за растением или овощем и т.д.
Остановки экотропы должны быть связаны с изменением видового состава природного объекта, его характерными особенностями.
Маршрут может меняться в зависимости от преследуемых целей.
Знакомство с объектами экотропы происходит постепенно.
После того, как преподавателем разработан (выбран) маршрут экотропы, ребята отправляются на прогулку.
Учитель просит детей присмотреться, прислушаться ко всем окружающим объектам, обратить внимание на интересные и неожиданные моменты и особенности, и наверняка они заметят то, чего не замечали раньше; узнают, что в жизни деревьев, кустарников, трав и цветов есть свои трудности, но они растут, преодолевая невзгоды, при этом создавая условия для жизни человека.

Во время прогулки учитель рассказывает ребятам о природе, встречающихся деревьях и кустарниках, травах и цветах, птицах и насекомых.
Используя элементы природы, преподаватель предлагает ребятам поиграть в различные игры.
Проходя по экологической тропе, ребенок должен познакомиться с представителями природы – деревьями, кустарниками, травами, цветами, ягодами, грибами, птицами, насекомыми, выполнить какое-то задание, чему-то научиться.
На остановочных пунктах ребятам рассказывается не только о представителях природы и обращается внимание на их особенности, но и говориться о том, как вести себя на природе, как любить, беречь и уважать природу, приходить ей на помощь.
В качестве иллюстративного материала во время остановок и беседы могут использоваться раздаточные и наглядные материалы, фотографии представителей природы.

Создание игровой площадки Эколят в помещении и на улице

В помещении и на улице создаются игровые площадки Эколят, где ребята играют в игры по природоохранной тематике, формирующие культуру природолюбия, позволяющие в игре обучить ребенка правилам грамотного и культурного поведения на природе.

Известные ребятам игры трансформируются под природоохранную тематику. Например, игра «Съедобное – несъедобное», в которой ведущий бросает мяч и называет что-то съедобное, то кому бросают, должен поймать мяч. А если называется несъедобное, то мяч надо отбросить.
В нашем случае все, что делается для сохранения природы, надо поймать (например, не разводить костров в лесу, не поджигать траву, не рвать цветы, не разрушать гнезда, не шуметь в лесу и т.д.), а что делается против сохранения природы – отбросить (например, ломать ветки кустарников и деревьев, поджигать весной сухую траву, топтать несъедобные грибы, которыми питаются зверюшки и птицы, оставлять мусор в лесу, ловить и пугать птиц, засорять водоемы, ловить бабочек, разорять муравейники и т.д.).
Желательно присутствие на площадках образов сказочных героев Эколят.

Проведение акции «Эколята выбирают себе друга!»

Задача акции – выбрать на территории образовательной организации или за ее пределами себе друга – любое интересное дерево или куст.

Выбранному «другу» надо дать имя (назвать его).
К своему «другу» ребята приходят в гости, ухаживают за ним, придумывают и рассказывают про него интересные истории.

Создание на территории образовательной организации природного “Зеленого островка Эколят в память о воинах, погибших во время Великой отечественной войны”

Ребятами совместно с родителями создается природный «Островок памяти, мужества и славы Эколят» в память о воинах, погибших во время Великой отечественной войны, как своеобразный природный обелиск памяти.

Цель создания «Островков» – способствовать дальнейшему развитию патриотического воспитания детей посредством формирования у ребенка экологической культуры и культуры природолюбия с повышением уровня знаний по истории Отечества и своей малой Родины.
Ландшафт «Островков» включает в себя участок территории, на котором будут посажены деревья, кустарники, цветы и созданы ландшафтные и архитектурные формы.
В образовательной организации может быть объявлен конкурс на создание проекта «Островка» между классами с участием родителей.
На территории «Островка» должны проводиться мероприятия в «День Победы»

Проведение мероприятий «Сохраним лес от пожара с Эколятами!»

Целью мероприятий «Спаси лес от пожара с Эколятами!» является формирование у ребенка культуры природолюбия, разносторонне-ценностного, уважительного и бережного отношения к лесу, его растительному и животному миру, чувства ответственности за сохранение и спасения леса от пожара, а также понимания необходимости предотвращения лесного пожара.
Мероприятия должны способствовать нравственному, духовному, экологическому и эстетическому воспитанию детей и закладывать базу для формирования необходимого мировоззрения, помогая осознать, что от каждого ребенка зависит дальнейшая судьба наших лесов.

Необходимо предусмотреть проведение цикла теоретических и практических занятий по тематике сохранения леса от пожара с Эколятами.
Рекомендуется создание стендов по тематике сохранения лесов от пожаров, проведение конкурса на лучшее предложение по сохранению леса от пожара и конкурса детского рисунка «Спасем лес от пожара с Эколятами!».
Дети должны знать, что самый страшный враг леса – пожар! Поэтому нельзя баловаться с огнем в лесу! Нельзя детям разводить костер в лесу самостоятельно, без взрослых. Но для костра обязательно надо сделать лунку, обложить костер дёрном, землей или камнями. Мы никогда не должны оставлять костер без присмотра, не уходить из леса, не засыпав костер землей или не залив его водой, а также не дождавшись полного прекращения выделения дыма или пара. Никогда нельзя поджигать сухую траву, как это делают несмышленые любители весной. И многие другие правила, которые необходимо выполнять.
Желательно присутствие при проведении данных мероприятий сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Проведение мероприятий «Встречаем весну с Эколятами»

В весенние месяцы предлагается в образовательной организации провести тематические акции «Встречаем весну с Эколятами».
В начале весны можно обратить внимание ребят на голубое небо и голубой снег, первые проталины, первые лужи, капель, сосульки, ручейки…
В марте «горят» снега, все усыпано солнечной сверкающей пылью.
В апреле обратите внимание детей на проталины, которые каждый день становятся все больше и больше, на оттаявшую землю, появляющуюся травку, на первые цветы мать и мачехи, на распускающиеся клейкие листочки, появление птиц, которые вернулись к нам с юга, на проснувшихся после зимы насекомых…

А в конце весны можно показать распустившиеся деревья и кустарники, обратить внимание на потоки звуков насекомых и песен птиц, цветение первоцветов, которые мы должны сохранить, цветение черемухи и плодовых деревьев, строительство гнезд.
Каждое мероприятие должно быть посвящено конкретной теме.
Попробуйте с детьми придумать интересную историю или сочинить сказку о весне с участием Эколят.
Весной проведите акцию по развешиванию «Эколятами» скворечников и посадке деревьев, кустарников и цветов.
Желательно присутствие при проведении данных мероприятий сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Проведение мероприятия «Золотая осень Эколят»

Мероприятие «Золотая осень Эколят» желательно проводить в сентябре-октябре месяце, когда листва еще не упала и окрасилась в желтый и багряный цвета.
Мероприятие можно провести на территории образовательной организации или за ее пределами (в парке или лесу).
Надо рассказать и показать детям, какой красивый осенний лес или парк, чем он отличается от леса в другие времена года.
Надо обратить внимание ребят на то, что в лесу становиться тихо, улетают птицы, прекращает расти трава, но осенний лес в это время года очень красив. Листочки его деревьев выкрашены в различные цвета.

В осеннем лесу не встретишь многих птиц, не увидишь насекомых, но жизнь в нём продолжается. Все активно готовятся к зиме, обустраивают себе норку, собирают на зиму орешки, а кто-то укладывается спать…
Попробуйте с детьми придумать сказку о волшебном осеннем лесе с участием Эколят.
Проведите конкурс на лучший букет из осенних листьев.
Соберите красивые осенние листья для составления гербария и украшения стенда (уголка) «Эколят».
Желательно присутствие при проведении данных мероприятий сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Проведение мероприятий «Волшебные капельки Эколят»

Периодически в образовательной организации должны проводиться мероприятия по теме сохранения чистоты берегов рек и озер, экономии водопроводной воды, о круговороте воды в природе, о том, зачем и кому нужна вода (беседы, уроки, мастер-классы, конкурсы, викторины, экскурсии, задания).
Мероприятия должны проводиться с привязкой к сказочным героям Эколятам, которые стараются вместе с ребятами убирать берега рек и экономить воду.
Если есть возможность провести акцию по уборке берега реки, то это надо обязательно сделать.

Проведение акции «Зеленые островки Эколят» в городе (сельском поселении)

Участие ребят (возможно с родителями) в общественно полезном труде по созданию и уборке «Зеленых островков Эколят» вокруг образовательной организации. Зелеными островками могут быть парк, сквер, аллея, зеленые насаждения вдоль улицы или на придомовой территории.
Желательно присутствие при проведении акции сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Природоохранные и экологические конкурсы, викторины, утренники Эколят

В образовательных организациях должны проводиться конкурсы, викторины и утренники Эколят на природоохранную и экологическую тематику.
Мероприятие может проводиться, как в помещении, так и на улице и должно быть посвящено конкретной природоохранной или экологической тематике.
Это могут быть выступления преподавателей и детей, вопросы и ответы, выполнение заданий, тематические игры на природоохранную тему, использование элементов рисования, лепки, изготовления поделок из отходных материалов.
Мероприятия могут проводиться с участием детей и родителей.
Желательно присутствие при проведении конкурсов, викторин и утренников сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Экскурсии Эколят в лес или парк

Каждая экскурсия посвящена конкретной теме по изучению и сохранению природы, например, «В гости в белоствольной березке», «Почему мы в лесу ходим бесшумно», «Первые весенние цветы – сохраним это чудо!», «Послушаем пение птиц, без них лес станет молчаливым», «Отправляемся делать птичью столовую» (во время экскурсии развешиваем кормушки и кормим птиц), «За чистые берега река скажет нам «Спасибо!» и другие темы.
Экскурсии могут быть проводиться по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия».

Построение «Снежного городка Эколят» с образами всех сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы (Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки)

На территории образовательной организации детьми строится снежный городок, в котором обязательно должны присутствовать образы сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы (Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки).

Сказочные герои Эколята делаются из снега и должны быть раскрашены в соответствии с их внешним видом. Они могут быть ледяными (облитыми водой).
В рамках данной акции может быть объявлен конкурс на посторенние «Снежного городка Эколят», в котором могут принимать участие, как дети, так и взрослые (родители).

Проведение тематических мероприятий, акций и праздников в «Снежном городке Эколят»

На территории «Снежного городка Эколят» можно устраивать различные тематические мероприятия, праздники и акции.

При этом в сценарии необходимо предусмотреть использование снежных (ледяных) сказочных героев Эколят.

Спортивные соревнования «Эколят»

В образовательной организации могут проводиться различные соревнования Эколят (на призы Эколят).
Это могут быть старты «Эколят», спортивные игровые программы «Эколят», турниры «Эколят».

Обязательное размещение информации о деятельности в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» на сайтах своих образовательных организаций

Вся деятельность образовательной организации в рамках проекта «Эколята» должна обязательно отражаться на сайте данной организации.
Это может быть новость или постоянная рубрика проекта «Эколята».
На сайте обязательно должен быть представлен логотип «Эколята», а также сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы.
Желательно, чтобы с информацией о деятельности могли знакомиться другие образовательные организации.

Обязательная рассылка информации о деятельности (о проведении мероприятий) образовательной организации в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» в региональные средства массовой информации

Информация о деятельности образовательной организации в рамках проекта «Эколята» должна направляться в региональные средства массовой информации. Это могут быть новости, заметки, интервью, рубрики.
Желательно на значимые мероприятия образовательной организации приглашать средства массовой информации, которые становятся информационными партнерами проведения мероприятий.

Участие представителей образовательных организаций в «круглых столах», тематических встречах, конференциях, выставках, форумах, конгрессах и других мероприятиях с целью популяризации своей деятельности по развитию в образовательных организациях всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята»

Представители образовательных организаций должны принимать участие в «круглых столах», тематических встречах, конференциях, выставках, форумах, конгрессах и других мероприятиях, в рамках которых осуществлять популяризацию своей деятельности по развитию в образовательных организациях всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
Это могут быть выступления, обмен мнениями, дискуссия, раздача проспектов, презентация, приглашение к совместной деятельности.

Примечание.

Предполагается, что в образовательных организациях будут и дальше проводиться свои тематические мероприятия, которые в настоящее время уже проводятся.
Но они должны быть обязательно привязаны ко всероссийскому природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята» и сказочным героям Эколятам – друзьям и защитникам Природы (Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка).

Каждая образовательная организация может направить (предложить) в программный комитет всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» на электронный адрес ekolyata@mail.ru описание своего нового интересного мероприятия (текст и фотографии).
В случае принятия программным комитетом положительного решения, данное мероприятие образовательной организации будет включено в перечень мероприятий, предлагаемых для проведения в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята» в образовательных организациях российских регионов (в качестве рекомендаций для других образовательных организаций российских регионов)

Приложение

Коллективная заявка
от образовательной организации (указать полное
название и координаты) на использование логотипа «Эколята» и образов сказочных героев Эколят
(оформляется на официальном бланке за подписью руководителя образовательной организации, заверяется печатью)

Координатору программ
природоохранных социально-образовательных проектов
«Эколята–дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»
Титовой О.В.

Прошу Вас предоставить логотип «Эколята» и образы сказочных героев Эколят для некоммерческого использования во время проведения тематических мероприятии на территории (указать образовательную организацию с ее месторасположением).
Использование логотипа «Эколята» и образов сказочных героев Эколят для изготовления продукции, а также в коммерческих целях в рамках проводимых мероприятий во избежание нарушений авторских прав без согласия авторов осуществляться не будет.
Подтверждаем, что при использовании логотипа его внешний вид, пропорции и цветовая гамма (или его частей) не будут искажены; логотип или его части не будут использоваться как элементы других логотипов, товарных знаков, фирменных наименований, слоганов и прочего; логотип не будет размещаться таким образом, при котором может возникнуть предположение о сотрудничестве компании, владеющей логотипом, с какой-либо компанией (лицом) или причастности к предлагаемым товарам, услугам.
Сообщаем также, что использование логотипа «Эколята» и образов сказочных героев Эколят не по тематике проведения мероприятий на территории (указать образовательную организацию) осуществляться не будет.

Руководитель образовательной
организации

Подпись, фамилия, имя, отчество

«____» месяц 2021 года

Печать организации

© Природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» 2015